Акватинта(от итал. aqua – вода и tinta – краска, тон) – разновидность гравюры на металле. На металлическую пластину, покрытую кислотоупорным лаком, офортной иглой наносится рисунок. Затем доска покрывается специальным порошком канифоли или асфальта, который при нагревании образует на ее поверхности особый пористый слой. |
Гравюра резцомРазновидность гравюры на металле, в которой печатная форма (доска) изготавливается механическим способом. Художник наносит изображение на отполированную доску с помощью металлических резцов (штихелей) различного сечения. |
Лавис(от фр. lavis, букв. – размывка) – вид гравюры на металле, предшествовавший появлению акватинты. Лавис изобрел французский гравер Жан Батист Лепренс. В оттиске эта техника напоминает рисунок кистью. Для старого метода работы в этой манере использовалась медная пластина, на которой художник протравливал контуры тональных пятен рисунка – |
Литография(от греч. líthos – камень и gráphō – пишу, рисую) – вид тиражной графики. Художник исполняет рисунок на плоском гладкоотшлифованном камне специальным литографским карандашом или жирной тушью, используя кисть и перо. После нанесения рисунка камень протравливается кислотой и смачивается водой. Литография изобретена в 1797 году немецким гравером и издателем Иоганном Алоизом Зенефельдером (1771–1834). |
Меццо-тинто(от итал. mezzo – средний и tinto – окрашенный, тонированный) – вид гравюры на металле. Доска в результате равномерной обработки специальным гравировальным инструментом (качалкой) приобретает шероховатую поверхность, дающую при печати темный бархатистый тон. Участки, требующие более светлых тонов, тщательно выскабливаются и отполировываются трехгранным или ланцетообразным инструментом - шабером. При печати под прессом темные участки доски отдают максимальное количество краски, тогда как светлые слегка тонируют бумагу. Для получения цветного оттиска доска каждый раз раскрашивается заново. Второе название техники – «черная манера». |
Офорт(от фр. еau forte, букв. – крепкая водка, т.е. азотная кислота) – вид гравюры на металле. Отполированную металлическую пластину покрывают тонким слоем кислотоупорного лака, состоящего из смеси смол |
Пунктирная манера(от лат. punctum – точка) – разновидность гравюры на металле. Металлическую доску покрывают защитным слоем лака. Изображение наносят при помощи специальных гравировальных |
Сухая иглаРазновидность гравюры на металле. Художник наносит изображение на отполированную металлическую пластину офортными иглами. Гравирование не связано с применением кислот. Оттиск сухой иглы отличается особой бархатистостью штрихов, |
Хромолитография(от греч. сhróma – цвет, líthos – камень и gráphō – пишу, рисую) – цветная литография, исполняемая на нескольких камнях. |