Британская гравюра 18-19 веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

О проекте

Каталог

Видео

Статьи

Справочные материалы

Поиск

Назад Вперед

Техники

Акватинта

(от итал. aqua – вода и tinta – краска, тон) – разновидность гравюры на металле.

На металлическую пластину, покрытую кислотоупорным лаком, офортной иглой наносится рисунок. Затем доска покрывается специальным порошком канифоли или асфальта, который при нагревании образует на ее поверхности особый пористый слой.
При травлении кислота воздействует на доску в тех местах, где нет соприкосновения крупинок порошка с поверхностью металла. Наложение нескольких пористых слоев и повторное травление позволяют получить при печати различные тона. В отпечатке акватинта напоминает рисунок акварелью или тушью. Акватинта изобретена французским гравером Жаном Батистом Лепренсом около 1760 года. Британские мастера гравюры использовали акватинту для репродуцирования акварельных пейзажей.

Инструменты гравера


Гравюра резцом

Разновидность гравюры на металле, в которой печатная форма (доска) изготавливается механическим способом. Художник наносит изображение на отполированную доску с помощью металлических резцов (штихелей) различного сечения.
Затем она набивается краской, излишки которой убираются с гладких поверхностей, и на увлажненной бумаге печатается оттиск.

Инструменты гравера


Лавис

(от фр. lavis, букв. – размывка) – вид гравюры на металле, предшествовавший появлению акватинты.

Лавис изобрел французский гравер Жан Батист Лепренс. В оттиске эта техника напоминает рисунок кистью. Для старого метода работы в этой манере использовалась медная пластина, на которой художник протравливал контуры тональных пятен рисунка –
по способу выкрывания. Те участки доски, которые должны были давать в отпечатке светлый тон, покрывались лаком. Глубина тона зависела от количества последовательных травлений доски. С одной доски можно было отпечатать не более 30 оттисков.

Инструменты гравера


Литография

(от греч. líthos – камень и gráphō – пишу, рисую) – вид тиражной графики.

Художник исполняет рисунок на плоском гладкоотшлифованном камне специальным литографским карандашом или жирной тушью, используя кисть и перо. После нанесения рисунка камень протравливается кислотой и смачивается водой.
Затем с помощью валика наносится типографская краска, которая пристает к поверхности камня в тех местах, где был нанесен жировой рисунок. Печатают литографию посредством специального станка.

Литография изобретена в 1797 году немецким гравером и издателем Иоганном Алоизом Зенефельдером (1771–1834).

Инструменты гравера


Меццо-тинто

(от итал. mezzo – средний и tinto – окрашенный, тонированный) – вид гравюры на металле.

Доска в результате равномерной обработки специальным гравировальным инструментом (качалкой) приобретает шероховатую поверхность, дающую при печати темный бархатистый тон. Участки, требующие более светлых тонов, тщательно выскабливаются и отполировываются трехгранным или ланцетообразным инструментом - шабером. При печати под прессом темные участки доски отдают максимальное количество краски, тогда как светлые слегка тонируют бумагу. Для получения цветного оттиска доска каждый раз раскрашивается заново.

Второе название техники – «черная манера».

Инструменты гравера


Офорт

(от фр. еau forte, букв. – крепкая водка, т.е. азотная кислота) – вид гравюры на металле.

Отполированную металлическую пластину покрывают тонким слоем кислотоупорного лака, состоящего из смеси смол
и гуммиарабика. Затем офортной иглой наносят изображение и погружают доску в раствор кислоты. После травления и снятия лака на поверхности металла остается рисунок, который может дорабатываться повторным травлением. Доску накатывают краской, покрывают увлажненной бумагой и на станке печатают оттиск. Офортом называют не только способ гравирования,
но и полученный с его помощью оттиск.

Инструменты гравера


Пунктирная манера

(от лат. punctum – точка) – разновидность гравюры на металле.

Металлическую доску покрывают защитным слоем лака. Изображение наносят при помощи специальных гравировальных
игл (пуансонов) и рулеток в два этапа: по офортному грунту и непосредственно по доске после травления. Мельчайшие точки
и штришки, нанесенные пуансонами в оттиске, сливаясь, имитируют рисунок.

Инструменты гравера


Сухая игла

Разновидность гравюры на металле. Художник наносит изображение на отполированную металлическую пластину офортными иглами. Гравирование не связано с применением кислот. Оттиск сухой иглы отличается особой бархатистостью штрихов,
которая возникает благодаря заусеницам (барбам).

Инструменты гравера


Хромолитография

(от греч. сhróma – цвет, líthos – камень и gráphō – пишу, рисую) – цветная литография, исполняемая на нескольких камнях.
Для каждого нового цвета используется новый камень. Гравер наносит изображение на поверхность камня пером.

Инструменты гравера


Сайты Музея