Британская гравюра 18-19 веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

О проекте

Каталог

Видео

Статьи

Справочные материалы

Поиск

Назад Вперед

БАРТОЛОЦЦИ, ФРАНЧЕСКО / BARTOLOZZI, FRANCESCO
1727, Флоренция – 1815, Лиссабон

ПОХИЩЕНИЕ ДЕЯНИРЫ
1787

Автор оригинала Дж.Б. Чиприани

Цветной офорт. 259х311; поля обрезаны

Внизу под изображением слева: G.B. Cipriani inv.t; справа: F. Bartolozzi sculp.; в центре: Publish'd             as the Act directs by F. Bartolozzi 1787.

Выставки: Золотой век британского эстампа. Томск–Новосибирск–Красноярск–Самара–Нижний Новгород–Ярославль, 2004–2006 (с каталогом)

Происхождение: Румянцевский музей (Москва); в ГМИИ с 1924

Инв. Г–16508



Сюжет офорта заимствован из греческой мифологии. Во время переправы через реку Эвен кентавр Несспохитил Деяниру, возлюбленную Геракла. Выстрелив из лука, греческий герой смертельно ранил Несса. Умирая, кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, чтобы навечно сохранить любовь Геракла. Следуя наставлениям Несса, Деянира пропитала кровью хитон и послала возлюбленному. Но кровь кентавра превратилась в яд, от которого Геракл погиб.

Бартолоцци выполнил этот офорт по рисунку своего друга и коллеги Джованни Баттисты Чиприани. Их знакомство, переросшее в сотрудничество, завязалось еще во флорентийской Академии художеств и продолжилось в Лондоне в 70-х годах XVIII века. Будучи великолепным рисовальщиком, Бартолоцци тонко чувствовал язык рисунка. Репродуцируя работы Чиприани, он стремился достигнуть подлинной факсимильности. Не последнюю роль в этом процессе сыграла его изобретательность. Он комбинировал офортные техники, а также применял разные способы накатывания краски. Результат был восхитителен. Его цветные гравюры порой ни в чем не уступали оригиналам.